Виктор Шигорин - Революция в Тайцзицюань: поиск Изначального(3)

 

«Революция в Тайцзицюань: поиск Изначального»

Открытое письмо Виктора Шигорина к ученикам старших групп №3

«Искусство нуждается в постоянном очищении».
Морихей Уэсиба

Дамы и Господа!
Все происходит очень быстро, и я боюсь, что за развитием событий многие могут просто не успеть! Меньше года прошло с тех пор, как я начал перестраивать систему преподавания и весь подход к Тайцзицюань. Два месяца назад мне удалось пригласить в Москву Тео Мей Мей – и это в очередной раз многое поменяло. И вот, только казалось бы, все стало входить в спокойный и размеренный ритм, как вновь я готов обрушить на ваши головы очередную «ядерную бомбу» и в очередной раз разрушить привычную картину мира!
А что поделать?! Весь мир находится в Движении!!!
Таково колесо сансары, до тех пор, пока смотрящий не станет Видящим!!!

Итак, начнем по-порядку:
В момент очередного поиска информации о Тайцзи в иностранном интернете, я случайно наткнулся на «Последнее интервью Фу Чжунвэня», которое он дал за 2 месяца перед смертью и то, что я прочел меня потрясло. Пока на нашем сайте размещена только первая часть этого интервью, но теперь настало время разместить его полностью (следите за новостями).
Одной из самых сильных фраз в этом интервью для меня стала следующая фраза Мастера: «Все изменили форму. Я единственный, кто не изменил ее. Я все еще не постиг ее до конца. Как я могу в ней что-то изменить? Наши предки владели Высшим Искусством, как можно было изменить хоть что-то из того, что создали они, учитывая их мастерство и невероятные способности»?

Фу Чжунвэнь – единственный, кто не изменил форму!!! - Смелое заявление! - скажите вы!
Мне тоже в это было очень трудно поверить! Но с другой стороны я знал, кем был Фу Чжунвэнь, и это не давало мне повода сомневаться в истинности его слов. И я начал предпринимать собственные попытки исследования того, кто как изменил форму с той целью, чтобы найти первоначальный вариант.
Я с нетерпением ждал приезда Мей Мей с тем, чтобы получить ответы на многие свои вопросы… и получил… Но эти ответы оказались для меня слишком шокирующими, поэтому мне понадобилось длительное время, чтобы их понять, а главное принять!!!

Потом приехала Петра…
Во многом благодаря тому, что на ее семинар пришли только «старички», она дала нам ту информацию, которую в другой ситуации мы бы даже и не надеялись от нее услышать. Часть этой информации опубликовано на форуме: http://dvigenye.mybb2.ru/viewtopic.php?t=88.
Но самое главное, это тот опыт, который все мы пережили во время этого семинара и те тонкие ощущения, которые, как говорит Петра, являются «Ключом к Вселенной». Это многое объяснило про то, почему форма построена именно так, а не иначе, и почему так сложно понять ее смысл. А также стало понятно – почему многие изменили форму (вернее только сейчас я начинаю это понимать)!

Самым для меня поразительным стало то, что никто из ныне живущих мастеров не делает форму так, как она выполнялась изначально! Ни Петра, ни сын Фу Чжунвэня, ни внук, ни Мей Мей, ни Ян Чженьдо, ни даже его старший брат Ян Чженьцзи – никто не делает изначальный вариант!
И я думаю, что у каждого есть на это причины!
Ян Чженьдо, например, просто не мог перенять искусство своего отца непосредственно из первых рук, т.к. его отец (Ян Ченьфу) умер, когда Ян Чженьдо было 10 лет. Как ни жаль, но я вынужден это признать. При этом сын практически не видел своего отца, т.к. тот был постоянно в разъездах по всей Поднебесной. Ян Чженьдо учился скорее всего у своих старших братьев, вариант формы которых немного более близок к изначальному варианту (но только немного, к сожалению). Если посмотреть на видеозаписи того, как делает форму Фу Чжунвэнь (на мой взгляд это действительно максимально близко к изначальному варианту), потом на Ян Чженьцзи (2-й сын Ян Ченфу), потом на Ян Чженьдо (3-й сын), а потом на Ян Цзюня (внук Ян Чженьдо) – можно посмотреть как постепенно менялась форма. К сожалению – она упрощалась! А формы с оружием упрощены в еще большей степени!

Я не буду сейчас описывать все мое исследование целиком, т.к. это довольно большой труд (при желании я мог бы попробовать кое-что выложить на форуме, с размещением ссылок на имеющееся в доступе видео – будет желание, пишите). Скажу только, что мое исследование привело меня к неутешительному выводу – то, как сейчас преподают Тайцзицюань в Ассоциации стиля Ян, и то, что мы видели в исполнении Тео Мей Мей, является упрощенным Тайцзицюань, в котором некоторые недостающие элементы восполнены за счет вновь придуманных техник, на основе внешнего «боевого» применения.

Честное слово, я был бы рад, чтобы это было не так, но, увы…

С одной стороны мои выводы могут показаться не самой радостной информацией, но с другой стороны – это не так уж плохо. «Чем выше летает чайка, тем дальше она видит»!

Я по-прежнему с огромным уважением отношусь к Ян Чженьдо, т.к. он обладает таким качеством, которое помогает многое понять! К примеру если новичок посмотрит на видео Фу Чжунвэня, он вообще ничего не поймет и не увидит! А вот Ян Чженьдо способен вдохновить начинающего практикующего, т.к. у него все усилия выведены вовне, и их структура видна. Важно просто относится к традиции Ян Чженьдо как к замечательному учебному материалу, а не как к исконному Тайцзицюань. Я бы сказал, с этого можно начать изучение Тайцзицюань и подготовить себя к исконному варианту!

Но здесь возникает вопрос о том, на сколько необходимо вначале изучать одну традицию, а потом перестраиваться на другую? Но это уже вопрос для инструкторов, и касается методики преподавания этого сложного искусства (сложного, т.к. его освоение требует от практикующего открытости сознания и достаточного терпения).

Что касается Петры Кобаяши, мое уважение к ней очень велико. Она уже на протяжении почти 15 лет является моим Учителем. И я могу сказать, что по выстроенности своей внутренней структуры Петра ближе всех к изначальному варианту из всех ныне живущих мастеров, которых мне удалось повидать!
Но ее структура начала формироваться в контексте традиции Чжен Маньцина. А когда она познакомилась с Фу Чжунвэнем многие вещи были уже сформированы, и он не стал их менять. Он просто указал ей Путь дальше, благодаря чему она и достигла такого мастерства, какое мы недавно могли воспринимать (имея уши).
Важно правильно относится к Петре. Важно перенимать у нее не столько то, как она внешне «ставит руки», сколько тот удивительный опыт, который передается через нее.

Впрочем то, как «ставить руки» - тоже важно! И Петра сейчас стала уделять этому больше внимания. Она показала, как правильно работать с рисунками Ян Ченьфу, которые опубликованы в книге Фу Чжунвэня – что явилось для меня еще одной удивительной подсказкой.

Естественно я был вынужден сопоставить и проанализировать всю ту информацию, которой я обладаю. В первую очередь это три учителя (Тео Мей Мей, Петра Кобаяши и Ван Хуайсян, который тоже мне очень многое открыл и подтвердил), это мои навыки бодиридинга (метод «телесного считывания», которому я обучался во время многолетней обучающей программы по соматический психотерапии), и конечно множество видеоматериалов, статей, переводов и книг.
Но самое главное – постоянная практика и опыт экспериментов.

На сегодня я могу сказать, что в своем поиске изначального варианта я кое-что нашел! Я, если не нашел изначальный вариант, то приблизился к нему гораздо ближе, чем когда-либо до этого. Благодаря этому способу выполнения формы я достигаю того удивительного и гармоничного чувства наполненности и легкости, устойчивости и подвижности, свободной силы и расслабленности одновременно, которая на мой взгляд близка к тому самому определению правильного чувства во время практики, которое Ян Ченфу описывал как «Сокровенная Утонченность».

Но работа еще далека от завершения. В поисках Изначального очень трудно идти по этому острию меча и не свернуть в сторону, увлекшись каким-то из аспектов. Каждый шаг – это новый вызов для сознания, для тела, интуиции и чувств.
Тайцзицюань нельзя скопировать. Его нельзя выучить. Нельзя достичь успеха одним только повторением или одним лишь размышлением.
Прозанимавшись 1 год – ты чувствуешь себя новичком, 5 лет – и ты продвинутый, 10 лет – и ты вроде бы достиг понимания, 20 лет – и ты снова новичок.
Поэтому и говорят: - Самоуверенность новичков – предмет зависти профессионалов!

Искусство Тайцзицюань является не просто способом тонкого и хитроумного проявления силы. Это искусство, которое учит «расслаблением побеждать силу, мягкостью и гибкостью побеждать твердое и сильное». Оно учит «вкладыванию силы в убыток». Это не изощренное искусство войны, а искусство мира! В этом самый большой секрет! И этот секрет ни кто не скрывает. Даже если ты хочешь этому кого-то научить, и он тоже хочет научиться – даже при этих обстоятельствах это трудно! Просто некоторым в это трудно поверить и по этому они не могут достичь успеха!
Все любят делать себя сильными, чтобы эта сила была всем видна. Люди хотят самоутверждаться, иметь власть над другими, манипулируя ими как захочется. Тайцзицюань – это не про силу и не про власть. Это искусство растворения собственного эго – и в этом самая большая его трудность!

«И что же мы теперь будем со всем этим делать?» - спросите вы.
А я вам отвечу: - «Учиться, учиться, и еще раз учиться»!!!

Я – это я. Я не буду вас учить как Петра, как Мей Мей, или как кто-то еще. Я буду делиться с вами своим собственным видением, которое мною выработано, выношено, проверено на практике и правомерность которого я могу доказать!
Я меньше всего хочу «пороть чушь и отсебятину» и поэтому я стараюсь придерживаться научного подхода в своем исследовании, опираясь на факты.
Именно так. В Тайцзицюань существуют четкие научные факты! И вообще Тайцзицюань – это наука! Но не внешняя, а внутренняя. Это Алхимия, Господа!!!

Так что же все-таки изменится?
Первое и основное:
Я бы хотел, чтобы мы продолжили свое обучение и у Мей Мей, и у Петры, и у многих других специалистов по внутренним стилям ушу. Но в связи с тем планом занятий, который мне представляется логичным, делать семинар Мей Мей в сентябре не целесообразно. Поэтому, скорее всего я его буду стараться переносить на зиму или весну.
Второе.
Осенью, предположительно в ноябре состоится экзаменационный просмотр. Для первого и второго уровней будут разные требования к просмотру. Подробности будут описаны отдельно (следите за новостями).
Третье.
Пришедших на Субботние занятия по мечу будет ждать еще один сюрприз. :-)

В заключении я хотел бы процитировать одного Российского ученого-экономиста Золотухина В.А.: «Революция проявляется как фундаментальное свойство эволюции. Она выступает моментом системной перестройки качества при переходе от одной фазы развития к другой».
Соответственно и наша Революция, есть неотъемлемая часть Эволюционного процесса в освоении такого тонкого внутреннего искусства, как Тайцзицюань!

За сим разрешите откланяться.
Надеюсь, до скорой встречи!
Искренне ваш, Виктор Шигорин

… и пусть Ци течет привольно!

17 июня 2008 г.

Обсуждение статьи на форуме

Все разделы