Суждение о Тайцзицюань. Ван Цзунъюэ. Перевод В.В.Шигорина новое

Друзья и коллеги! Я решился составить собственное изложение "Суждения о Тайцзицюань" легендарного мастера Ван Цзунъюэ "Ван Цзунъюэ Дэ Тайцзицюань Лунь". К этому меня побудило то, что ни один из существующих переводов меня не устраивает полностью. В этой работе мне помогали труды таких известных исследователей, как Ю.Снисаренко, В.Малявин, А.Милянюк и др., и мои собственные скромные навыки в изучении китайского языка и воинских искусств. А также, я благодарю за пониманию искусства всех своих учителей!

Значение этого исторического текста для практикующего трудно переоценить; основываясь на нем выросли все известные ныне поколения мастеров Тайцзицюань. Когда мастер Ши Мин принимал нового ученика, одним из его требований было выучить наизусть именно этот трактат.

Знаменитый средневековый исследователь Сюй Чжень выделяет в Трактате восемь частей: 1. Определение Тайцзицюань; 2. Принципы применения; 3. Уровни мастерства в Тайцзицюань; 4. Методы занятий и применения Усилия; 5. Отличие Тайцзицюань от других стилей ушу; 6. Главные правила и ошибки в Тайцзицюань; 7. Устранение ошибок в практике; 8. Общее заключение. В соответствии с этим текст пронумерован.

В добрый Путь!

Виктор Шигорин

03.03.2015 г.

 

Ван Цзунъюэ

Суждение о Тайцзицюань

 

 

1. Тайцзи (Великий Предел) рождается из Уцзи (Беспредельность), источник движения и покоя, мать Инь и Ян.

В движении они разделяются, в покое – соединяются.

 

2. Не делай лишнего, и не допускай недостатка.

Следуй сгибанию, и сразу распрямляйся.

Когда противник действует твердо, а я мягко – это называется Уступание. Я свободен, а он стеснен – это называется Прилипание. На быстрые движения отвечаю быстро, на медленные – медленно.

Хотя движениям нет числа, все их пронизывает единый принцип.

 

3. Достигая совершенства в приемах, постепенно приходишь к Пониманию Усилия (Дун Цзинь). От Понимания Усилия постепенно приходишь к Духовному Просветлению (Шэнь Мин).

 

4. Быстро постичь это невозможно, но лишь прилагая усилия на протяжении длительного времени, исследуя естественность и не прибегая к грубой физической силе (Ли).

Свободное усилие устремляет макушку вверх, Ци опускается в Даньтять.

Не отстаю и не опережаю, внезапно исчезаю и внезапно появляюсь. Слева тяжесть – опустошаю левую сторону, справа тяжесть – убираю правую. Смотришь вверх – кажусь еще выше, смотришь вниз – кажусь еще глубже.

Наступаешь – и я недостижимо далек, отступаешь – и я неумолимо близок. Даже пёрышка не добавишь, даже мошка не сможет присесть. Ты не знает меня, я знаю тебя.

Вот, что значит мастер не имеющий соперников!

Лишь осознав сказанное – сможешь постичь.

 

5. В мире есть много школ боевых искусств. Их формы хоть и отличаются, но все они ограничены принципом «сильный побеждает слабого, быстрый одолевает медленного». Но это всего лишь врожденные природные качества, не имеющие ничего общего с изучением Искусства.

Вспомни высказывание: «Усилием в два грамма сдвинуть тысячу тонн», и станет очевидно, что это достигается не физической силой (Ли). Или когда почтенный старец дает отпор целой толпе – возможно ли это сделать лишь за счет скорости?

 

6. Если стоишь – будь подобен уравновешенным весам; в движении - будь подобен колесу.

Обрети Единую Опору – и сможешь Следовать. Если допускаешь двойственную опору (Шуан Чжун), неминуемо приходишь к застою. Некоторые тренируются много лет, но не могут проявить Искусства Нейтрализации – причина этого в непонимании ошибки двойственной опоры.

 

7. Если хочешь избежать застоя, познай взаимодействие Инь и Ян.

Нянь (Прилипание) есть Цзоу (Уступание), а Цзоу есть Нянь. Инь не покидает Ян, Ян не покидает Инь. Инь и Ян друг другу взаимопомогают.

В этом и состоит Понимание Усилия (Дун Цзинь). С Пониманием Усилия каждая тренировка – это утончение мастерства.

Созерцая в безмолвии, оттачивая и размышляя, постепенно достигнешь Действия по Велению Сердца (Цун Синь Со Юй).

 

8. Суть в том, чтобы отбросить себя, следуя за партнером.

Многие ошибочно «забывают о близком, гонясь за далеким». Об этом сказано: «Ошибка на волосок в начале, рождает ошибку на милю в конце».

Изучающий Искусство не должен оставить без внимания ни один из этих принципов.

 

Таково суждение.

 

 

 

(При перепечатке ссылки на сайт dvigenye.ru и автора обязательны)

 
 

Все разделы