О трудностях изучения тайцзицюань

О трудностях изучения тайцзицюань

Тайцзицюань – это одно слово, за которым в наше время скрывается огромный мир абсолютно разных и иногда противоположных направлений ушу. Есть направления, в которых с первого урока заставляют биться головой об стену… Есть школы, в которых первый год обучения состоит только из медитаций. Есть спортивный тайцзицюань, множество традиционных направлений, есть авторское тайцзи, есть фитнес-тайцзи и т.д. При этом я не считаю, что что-либо из этого однозначно плохо. По моему мнению, в конечном счете любое, даже самое извращенное понимание тайцзи может привести человека к выходу на настоящее искусство.

Трудности существуют в любом обучении но они, при наличии настоящего интереса, вполне преодолимы. Однако, такая сфера, как тайцзи, имеет свою оригинальную специфику. Хотя, возможно здесь ничего особенного и нет, например, изучение таких наук, как история или археология может иметь вполне сходную структуру.
Но в начале хорошо бы определить, какие этапы изучения вообще существуют.

Собственно, это довольно очевидно - три основных этапа: 1. Новичок, 2. Продвинутый, 3. Тренер.
Такие уровни, как «мастер» (а также «грандмастер», «супер-мастер» и пр.) я не беру в рассмотрение, т.к. в наше время это скорее относится к имиджу, нежели к сфере познания предмета. Также как ученый может, например, быть лауреатом нобелевской премии, но, если вы в теме, то знаете, что это еще не показатель его познаний и достижений, т.к. выдача нобелевской премии сейчас является больше политическим актом, нежели чем-то еще. Звание «мастер» или обладание высоким дуанем в тайцзицюань в наше время – это по сути тоже самое.

Далее важно понять, что в целом изучение тайцзи может идти либо в русле одной школы (стиля, ветви), либо изучающий пробует увидеть разные подходы и разные взгляды на одни и те же вещи, изучая их в разных школах. И это два абсолютно противоположных способа познания. Как правило, чтобы чему-то научиться, нужно вначале значительное время провести в русле одного направления и выйти на определенный уровень навыков, потом на уровень продвинутого ученика, потом, возможно, на уровень инструктора. А вот далее, когда определенный пласт знаний исчерпан, у практикующего начинается интерес к другим направлениям, и он начинает с удивлением (или с ужасом) для себя открывать совсем другие взгляды на казалось-бы известные ему термины, принципы и понятия. И вот тут начинается самое интересное. Изучающему приходится разбираться с различными трактовками и мнениями, с тем туманом, который нагнетается «грандмастерами» ради поднятия имиджа собственной школы, и постепенно изучающий вынужден выработать собственные критерии истинности в тайцзицюань. И вот это как-раз самое ценное. Именно после этого занимающийся становится изучающим, ищущим, исследователем.

Он не хочет слепо следовать за великим учителем (видал он уже ни одного такого учителя). С другой стороны, он не застревает в своем разочаровании и понимает, что у каждого есть, чему поучиться. И он может учиться почти у кого угодно, даже у того, чьи навыки в чем-то слабее чем у него, но есть определенные знания, которых у него нет. Он не ищет самоутверждения, не ищет власти над партнером в поединке, не страдает от страха нападения на улице – это уже в прошлом. Ему интересно честное исследование, т.к. он чувствует присутствие в этом чего-то настоящего, присутствие, не побоюсь этого слова, истины.

Мне очень интересно общаться с людьми, которые для себя сформировали некоторые такие критерии (или не сформировали, но интуитивно что-то нащупали).
И говоря о критериях, я попробую описать некоторые из них, которые хоть и довольно распространены, но не являются абсолютными для тайцзицюань. Многие люди считают их единственной лакмусовой бумажкой правильного и настоящего тайцзи, но на мой взгляд это не совсем так.

Критерий первый - «боевая эффективность».
Обычно, этим критерием, как основным, пользуются те адепты тайцзи, которые пришли из внешних стилей и боевых направлений: карате-до, рукопашка и пр. Критерий, по сути, верный, но… Приведу в пример фразу одного китайского тайцзишника к другому после их схватки: - «Ты меня, конечно, одолел, но я не получил от этого удовольствия».
Уверен, поймут эту фразу не многие, но тот, кому эта фраза была адресована, ее понял. И сильно задумался… Об именно тайцзишном боевом аспекте поговорим чуть позже и подробнее.

Критерий второй «энергетизация».
Этот критерий, обычно, распространен среди тех занимающихся, которые пришли в тайцзи из йоги, цигуна и схожих направлений. Критерий опять же не ложный по сути, но, как и в первом случае, нельзя его считать единственным показателем и путеводной нитью. Сама по себе энергетизация не является целью тайцзицюань. И еще – это не всегда полезно.

Критерий третий «ощущение гармонии».
Сейчас поклонники боевой эффективности сильно насупятся, но я считаю, что этот критерий наиболее точен, хотя, как и прежние, не является абсолютным. Но если критерий таков – из него вы гораздо легче придете именно к тайцзишной боевой эффективности и к необходимой и достаточной энергетизации. Проблема останется в устойчивости этого ощущения в ситуации противостояния.

Критерий четвертый «техничность».
Этот аспект важен для спортсменов и танцоров. Но и он не является абсолютным показателем, хотя и имеет значение. Техничность, как правило, сводится к работе опорно-двигательного аппарата. В тайцзи же работа опорно-двигательного аппарата выстраивается благодаря внутренней структуре. Без нее, это будет лишь внешним подражанием.

Критерий пятый «авторитет мастера».
Ну что делать, ну хотим мы все учиться у настоящего Мастера! А если нашли как бы почти мастера, остальное мы дофантазируем… И это, увы, самый сомнительный критерий, хотя совсем ложным его также считать нельзя. Но, если в одном городе открылись две школы тайцзи, одну открыл «настоящий китайский мастер», а другую Вася Пупкин, вы куда запишитесь? Даже если Вася Пупкин имеет прямую передачу, а «китайский мастер» всего лишь выпускник Института ушу Госкомспорта КНР…

Для старых китайских тайцзицюаньщиков, учеников настоящих мастеров старой школы, которых сейчас самих многие считают мастерами, критерием настоящего тайцзи всегда являлось только одно - присутствие цзинь, а точнее тайцзи-цзинь.

Обычно этот термин переводят как «внутреннее усилие» или просто «усилие». На самом деле это переводится как Сила…
Обладание настоящим цзинь в наше время - это огромная редкость, и поэтому в разных стилях существует большое количество подделок. И это, увы, не шутка.

Чтобы понять, что это такое, лучше всего почувствовать на себе. Я же попытаюсь это описать вкратце в одной из следующих статей, хотя на самом деле это очень большая тема. Я считаю, что это вообще единственное, что должно интересовать тайцзицюаньщика, пока он не вышел на первую ступень мастерства, которая так и называется - Дун-цзинь - Постижение внутреннего усилия или Понимание Силы.

 

Виктор Шигорин 

16.12.2018г.

 

 

 

Все разделы