10 основных принципов Тай Цзи Цюань Ян Ченфу

10 основных принципов Тай Цзи Цюань
Продиктовал Ян Чэнфу, записал Чэнь Вэймин


1. Легкая жзненная сила пронизывает макушку.
Это означает держать голову прямо, чтобы дух-шэнь пронизывал макушку. При этом не следует использовать напряжение: это закрепостит шею и будет задерживать ток ци и крови. Нужно лишь сознательно представлять себе это, иначе жизненная сила (цзиншэнь) не сможет подниматься.

2. Успокоить грудь и расправить спину.
«Успокоить грудь» означает отпустить ее, чтобы ци могла свободно опускаться в даньтянь. Не допускайте напряженности в груди; поднимание груди создаст преграду, и ци будет задерживаться здесь. Это приведет к тяжести вверху и слабости внизу; стопы будут «оторванными».
«Расправить спину» означает, что ци наполняет спину. Если вы сможете успокоить грудь, то легко получится и расправить спину. Если сможете расправить спину, то сможете пустить силу от позвоночника. Тогда вы будете непобедимы.

3. Раскрыть поясницу.
Поясница — господин тела. Если вам удастся раскрыть поясницу, в обеих стопах будет сила, основание будет устойчивым. Изменения пустого и полного происходят от поворота поясницы, поэтому говорят, что в нем источник жизненной силы. Если где-то не удается достичь силы, причину нужно искать в этом.

4. Различать пустое и полное.
В искусстве тайцзи-цюань различение пустого и полного - важнейшая вещь. Если вес всего тела помещен на правую ногу, тогда правая нога полная, а левая — пустая. Если вес всего тела помещен на левую ногу, тогда левая нога полная, а правая — пустая. Если вы умеете различать пустое и полное, тогда вращательные движения тела будут легкими и подвижными, не будет потерянной силы. Если не умеете — шаги будут тяжелыми и инертными, позиция будет неустойчивой, и толчок противника легко выведет вас из равновесия.

5. Опускать плечи и свешивать локти.
«Опускать плечи» означает, что плечи расслаблены, открыты и как бы «спадают» вниз. Если плечи не расслаблены и не спадают вниз, они будут подниматься, ци будет подниматься вместе с ними и во всем теле будет нехватка силы. «Свешивать локти» означает расслабить их и позволить им опуститься в самое нижнее состояние. Если локти подтянуты вверх, тогда не удастся опустить плечи и вы не сможете добиться правильного выброса. Разве это не напоминает «короткую энергию» внешних стилей?

6. Использовать внимание, а не мышцы.
Об этом говорится в классическом тексте «Трактат о тайцзи-цюань»: «Использовать внимание-намерение (и), не использовать грубую силу (ли)».Во время практики тайцзи-цюань все тело свободно (сун) и открыто. Избегайте даже малейшего преобладания грубой силы (чжо ли), которая приводит к задержке в сухожилиях, мышцах и кровеносных сосудах и сдерживает вас. Когда сможете добиться легкости и свободы в суставах, и круговые вращения будут происходить свободно.
Спрашивают: как, не используя силу, можно стать сильнее? В человеческом теле есть «пути», подобные водяным руслам Земли. Когда в водяных руслах нет заторов, вода течет свободно. Когда в теле нет заторов, ци проходит по нему свободно. Если все тело скованно, пути наполняет жесткость, тогда ци и кровь застаиваются, вращательные движения не могут быть свободными. Если использовать не силу, но внимание-намерение (и), то куда достигнет мысль, туда последует и ци. Если ци и кровь текут в полноте, ежедневно пронизывая все тело и протекая через него, застоя никогда не будет. После длительной практики достигается подлинная «внутренняя сила». Это то, о чем говорит классический афоризм в «Трактате о тайцзи-цюань»: «Высшая тведость возникает из высшей мягкости». Руки тех, кто искусен в тайцзи-цюане, подобны железу, обернутому ватой: очень тяжелые. Когда адепты внешних стилей используют силу, эта сила слишком видна. Когда не используют силу, они легки и не устойчивы. Их сила очевидна — она внешняя, поверхностная. Когда используют внешнюю силу, а не И, ее легко заметить и манипулировать — в этом нет особого мастерства.

7. Верхнее и нижнее следуют друг за другом.
Это то, о чем говорится в классическом «Трактате о тайцзи-цюань»: «Коренится в стопах, движется по ногам, управляется поясницей и действует через пальцы. От стоп в ноги, и в поясницу - действие единой ци. Движется рука, поясница, стопа - фокус внимания следует движению. Только в таком случае можно сказать, что верх и низ находятся в единстве. Если хотя бы одна часть не движется, вся форма будет в беспорядке.

8. Единство внутреннего и внешнего.
Тайцзи-цюань тренирует дух, поэтому сказано: «Дух — господин, тело – подчиненный». Если сможешь дух (цзиншэнь) преподнять, тогда и движения естественным образом будут легки и подвижны. В движении существует пустота и полнота, открывание и закрывание. «Открывание» - это не только действие рук и ног: внутреннее намерение (синь-и) открытьсяили закрыться – вот, что действительно необходимо. Когда удается объединить внутреннее и внешнее как единую ци, тогда возникает полнота и непрерывность.

9. Связность без разрывов.
Приверженцы «внешних» стилей используют "посленебесную" (приобретенную) грубую силу (хоу тянь чжи чжо ли). Мы можем видеть ее начало, развитие и конец. Ранее накопленная сила истощается раньше, чем рождается новая – в этот момент их силу легко одолеть. Тайцзи-цюань же использует сознание-идею, а не силу. От начала до конца движения непрерывны, нет остановок, полный круг приводит к началу, и так без конца. Вот почему о тайцзи-цюань говорят: «Словно длинная река, течет плавно без остановок». Еще сказано: «Перемещай усилие (цзинь) , словно разматываешь шелковую нить». Все это говорит связности (гуань чуань) в единой ци.

10. Движение в покое.
Во «внешних» стилях практикуются прыжки, остановки движения и напряжение силы и духа. Поэтому после тренировки бывает отдышка. В тайцзи-цюань же покой управляет движением. Даже когда движение есть, оно похоже на покой. Поэтому выполняя формы лучше двигаться медленнее. Когда движешься медленно, дыхание углубляется и удлиняется, ци погружается в дань-тянь а кровообращение улучшается.

Ученикам следует всем сердцем проникнуть в принципы тайцзи-цюань с тем, чтобы постичь великую силу и смысл этого искусства.

Все разделы